Анемия при аллергическом миокардит
Задачи с ответами по кожным болезням
,

^

Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области кожных и венерических заболеваний


Фельдшер должен:

  • знать систему организации дермато-венерологической службы;

  • знать причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики кожных и венерических заболеваний;

  • уметь поставить диагноз и определить тактику ведения пациента;

  • уметь организовать диспансеризацию и реабилитацию больных;

  • уметь проводить профилактику кожных и венерических заболеваний.
^

Задача №1


Пациент 25 лет обратился в ФАП к фельдшеру с направлением от врача дерматовенеролога.

Больному назначен пенициллин внутримышечно по поводу свежей гонореи. У пациента после первой инъекции пенициллина внезапно появились чувство стеснения в груди, нехватка воздуха, слабость, чувство жара во всём теле, зуд, беспокойство, головная боль, затруднённое дыхание, одышка, сердцебиение.

Объективно: состояние больного тяжёлое, дыхание частое поверхностное, кожные покровы бледные, холодный липкий пот, пульс 100 ударов в минуту слабого наполнения, АД 80 мм рт. ст.

Задания


1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и дайте обоснование каждого этапа.

3. Назовите препараты, входящие в противошоковый набор при анафилактическом шоке.
^


1. Диагноз: анафилактический шок.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке.

Действия

Обоснования


1. Оценить тяжесть состояния пациента и обеспечить вызов врача

1.Для определения дальнейшей тактики оказания доврачебной и врачебной помощи.

2. Немедленно прекратить введение препарата, наложить жгут выше места инъекции (если это конечность).

2.Для замедления всасывания аллергена.

3. Больного уложить горизонтально, голову на бок, выдвинуть нижнюю челюсть, удалить зубные протезы, приподнять ножной конец кровати.

3.Для улучшения кровоснабжения головного мозга и увеличения притока крови к сердцу, профилактики асфиксии

4. Обколоть место инъекции 0,1 % раствором адреналина 0,5 мл с 5 мл физраствора.

4. Для сужения кровеносных сосудов и замедления всасывания аллергена.

5. Холод на место инъекции (пузырь со льдом).

5. Для сужения кровеносных сосудов и замедления всасывания аллергена.

6. Ингаляции увлажнённого кислорода. Доступ свежего воздуха.

6. Для устранения гипоксии.

7. Подготовить аппаратуру и инструментарий (систему для в/в введения, шприцы и иглы для в/м, п/к инъекций, аппарат ИВЛ, набор для инкубации трахеи, стандартный набор препаратов «Анафилактический шок»).

8. Обеспечить в/в доступ

9. Обеспечить введение лекарственных препаратов по назначению врача

10. По назначению врача п/к ввести 0,5-1 мл 0,1% раствора адреналина. При необходимости повторять через каждые 10-15 минут.

10. Для восстановления сердечной деятельности и поднятия А/Д.

11. Ввести парентерально 30-60 мг преднизолона или 150 мг гидрокортизона в10-15 мл 5% раствора глюкозы.

11. Для снятия отека слизистой верхних дыхательных путей и с десенсибилизирующей целью

12. 1% супрастин 2, 0

0,25% пипольфен 2,0

1% димедрол 2,0 парентерально


12. С десенсибилизирующей целью

13. По показаниям строфантин 0,05%-0,5 мл в 10мл физиологическом растворе в/в.

13. Для стимуляции тонуса сердечной мышцы.(При острой сердечной недостаточности).

14. 2,4% раствор эуфиллина 10,0 в 10 мл физиологического раствора.

14. Для снятия бронхоспазма.

15. Кордиамин 2,0 кофеин 2,0

15. При острой сосудистой недостаточности.

16. Госпитализация в реанимационное отделение.

3. Противошоковый набор:

Шприцы, одноразовые системы, жгут, электроотсос, баллон с кислородом, аппарат для ИВЛ, наборы для интубации трахеи.


  • Адреналин 0,1% - 1,0 – 5 ампул.

  • Норадреналин – 0,2% -1,0 – 5 ампул.

  • Преднизолон – 30 мг – 5 ампул.

  • Гидрокортизон 125 мг (5 мг) – 5 ампул.

  • Мезатон 1% - 1,0 – 5 ампул.

  • Сульфокамфокаин- 2,0-1% - 5 ампул.

  • Строфантин – 0,05% - 1,0 5 ампул.

  • Кордиамин 2,0 – 5 ампул.

  • Коргликон 0,06% - 1,0 – 5 ампул.

  • Лазикс 1% - 2,0 – 5 ампул.

  • Антигистаминные средства:

  • тавегил 0,1% - 5 ампул;

  • супрастин 2%;

  • димедрол 1%.

  • Морфин 1% - 0,1 – 2-3 мл.

  • Глюкоза 5% - 40% во флаконах.

  • Реополиглюкин 400 мл.

  • Гемодез 400 мл.

  • Седуксен 0,5% - 2,0-3,5 мл (противосудорожные средства).

  • Ингаляторы.
^
Вызов на дом фельдшера скорой помощи.

Больная 35 лет жалуется на высокую температуру, насморк, ломоту во всем теле, головные боли, слабость, болезненные пятна и язвы на теле. Заболела 3 дня назад, по назначению участкового врача принимала аспирин. На 2-й день после приема аспирина на коже появились сначала болезненные красные пятна, затем пузыри, язвы.

Объективно: состояние больной тяжелое, температура 38,5°. На коже спины в подмышечных впадинах, в паховых областях, множественные болезненные эритемы, пузыри, эрозии. Пораженная кожа имеет вид ошпаренной кипятком. Слизистая оболочка полости рта резко гиперемирована, местами имеются эрозии. ЧДД - 26 в минуту, АД -110/60, Ps-110 ударов в минуту, ритмичный. Живот мягкий, безболезненный, физиологические отправления в норме.

Задания


1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза, расскажите о

методике их выявления.

3. Расскажите об объеме и способах оказания доврачебной помощи.

4. Составьте план диагностических исследований в стационаре, расскажите о принципах лечения.

5. Продемонстрируйте технику внутривенного капельного введения лекарственных веществ.
^


1. Синдром Лайелла (острый эпидермальный некролиз). Грипп

Диагноз поставлен на основании данных анамнеза и объективного обследования, а именно:


  • жалоб на высокую температуру, слабость, ломоту во всем теле, головную боль, насморк, появление болезненных красных пятен, язв;

  • ухудшение состояния больной и появления болезненных эритем на фоне приема аспирина; затем появление пузырей и эрозий. Кожные покровы имеют вид ошпаренной кипятком. Всё это свидетельствует о развившемся синдроме Лайелла.

2. Дополнительные симптомы.

Для уточнения диагноза:


  • симптом Никольского - при потягивании покрышки пузыря легко отторгается

  • роговой слой на далекое расстояние от окружающей кожи;

  • симптом «смоченного белья» - при прикосновении к эритеме эпидермис;

  • скользит, сморщивается под пальцами, легко оттягивается и впоследствии отторгается.

3. Пациентке показана срочная госпитализация в реанимационное отделение или в палату интенсивной терапии. Доврачебная помощь заключается в срочной транспортировки больной в стационар в положении лежа, на носилках.

4. Диагностическая программа в стационаре.

Лабораторные методы исследования: общий анализ крови (отсутствие эозинофилов, токсическая зернистость нейтрофилов.

Лечебная программа:


  • важное значение имеет уход за пациенткой;

  • строгий постельный режим;

  • больная должна находиться в теплой палате под согревающим каркасом, оснащенной бактерицидной лампой с целью профилактики осложнений, связанных с вторичной инфекцией;

  • необходимо 2-3 раза в день менять нательное и постельное белье с целью профилактики инфицирования;

  • больная должна получать жидкую пищу и обильное питьё для компенсации потери жидкости; белка;

  • для поддержания водного, электролитного и белкового баланса необходимо в/в капельное введение до 2 л. жидкости в сутки (гемодез, плазма, альбумин, физраствор и т. д.);

  • назначить глюкокортикостероидные гормоны парентерально - преднизолон 150 мг с десенсибилизирующей целью;

  • при гипокалемии - назначается панангин, или хлорид калия;

  • при гиперкалемии – фуросемид;

  • сердечные препараты, при сердечно-сосудистой недостаточности;

  • антибиотики широкого спектра действия (после выявления чувствительности и результатов аллергических проб) – для профилактики вторичной инфекции.

5. Алгоритм действий при внутривенном капельном введении жидкости

Оснащение:


  • штатив с заполненной системой;

  • стерильный лоток;

  • стерильная игла прикрытая колпачком;

  • стер. ватные шарики;

  • 70 % спирт;

  • жгут и валик ;

  • клеенка ;

  • стерильные салфетки;

  • лейкопластырь.

  1. Помоги больному удобно лечь

  2. Обработай руки.

  3. Надень стер. перчатки

  4. Подложи под локоть клеенку, валик (рука вытянута)

  5. Штатив с заполненной системой, установи рядом с больным.

  6. Наложи на среднюю треть плеча жгут

  7. Обработай область локтевого сгиба последовательно двумя ватными шариками,смоченными спиртом (больной сжимает и разжимает кулак). Сними колпачок с иглы .

  8. Натяни левой рукой кожу в области локтевого сгиба, смещая ее периферии, чтобы зафиксировать вену.

  9. Пунктируй вену как обычно (кулак больного сжат).

  10. Когда из канюли иглы покажется кровь, сними жгут .

  11. Открой зажим, подсоедини систему канюли иглы.

  12. Отрегулируй скорость поступления капель зажимом, согласно назначению

  13. врача.

  14. Закрепи иглу лейкопластырем и прикрой стерильной салфеткой.

  15. На протяжении всей процедуры капельного вливания наблюдать за самочувствием и состоянием пациента для выявления аллергических реакций. Проверяй, не появилась ли припухлость в области инъекции и скорость поступления капель.

  16. Перед окончанием вливания закрой винтовой зажим .

  17. Извлеки иглу из вены, приложив в место инъекции ватку со спиртом на 2-3 минуты (не оставляйте вату у пациента).

  18. Сними перчатки, убери все лишнее.
^
К фельдшеру здравпункта обратился больной 18 лет с жалобами на зуд кожи, усиливающийся в ночное время, высыпания на коже, которые появились после работы в колхозе и проживании там в общежитии. Болен около недели.

Объективно: общее состояние больного удовлетворительное, температура 36,5°. Кожа обычной окраски, в области живота, на внутренней поверхности бёдер, половом члене, в межпальцевых складках кистей, сгибательных поверхностях конечностей имеются множественные папуло-везикулёзные элементы, парные чесоточные ходы, экскориации. Ps, АД, ЧДД в пределах возрастной нормы, живот мягкий, безболезненный, физиологические отправления в норме.

Задания


1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза, расскажите о методах их выявления.

3. Расскажите, как решается вопрос госпитализации и противоэпидемических мероприятий.

4. Расскажите о принципах лечения.

5. Продемонстрируйте технику обработки больного чесоткой 20% эмульсией бензилбензоата.
^


1.У больного чесотка.

Диагноз поставлен на основании данных анамнеза, а именно: жалоб на зуд, усиливающихся в ночное время, появление высыпаний на коже живота, боковой поверхности туловища, в межпальцевых складках кистей, сгибательных поверхностях верхних и нижних конечностей. Данных объективного обследования, а именно: папуло-везикулёзных высыпаний, парных чесоточных ходов, экскориации, в излюбленных для чесотки местах. При лабораторном исследовании обнаружен чесоточный клещ.

2. Для выявления чесоточных ходов используется следующий метод: поражённый участок кожи смазывают 3-5% спиртовым раствором йода, либо анилиновыми красителями, а при отсутствии указанных веществ – обычными чернилами или тушью. Краска заходит в линейную щель, оставляемую самкой клеща во время своего продвижения и чётко контурирует её в виде окрашенной линии длиной 3-5 мм. Иногда линия (ход) бывает прерывистой (пунктирной), что зависит от засорения канала яйцами или экскрементами клеща.

3. Вопрос госпитализации решается индивидуально для каждого больного. Чесотку можно лечить амбулаторно в скабиозориях и в стационарных условиях. На каждого выявленного больного медицинский персонал заполняет экстренное извещение, которое направляется в СЭС. В очаге проводится текущая и заключительная дезинфекция. Постельное и нательное бельё обеззараживается в дезинфекционной камере или путём кипячения в 1-2% растворе соды в течение 5-10 минут с момента закипания и проглаживается горячим утюгом.

Обследование контактных лиц осуществляется в течение первых трёх суток.

4. Для лечения чесотки применяется:


  • 20% эмульсия бензилбензоата взрослым и 10% эмульсия детям по схеме;

  • лечение по методу Демьяновича (раствор №1 60% раствор гипосульфита натрия, раствор №2 6% раствор концентрированной соляной кислоты), детям 40% и 4% соответственно по схеме;

  • мази, содержащие серу 33% серная мазь (детям 10-15%);

  • мазь Вилькинсона;

  • 10% полисульфидный линимент (детям 5%).

Профилактическое лечение необходимо проводить лицам, находящимся в тесном бытовом и половом контакте, в многодетных семьях, а также в организованных коллективах путём однократной обработки одним из препаратов. Контроль излеченности проводится через три дня после окончания лечения, затем через каждые 10 дней в течение полутора месяцев.

5. Алгоритм действия при обработке 20% эмульсией бензилбензоата.

Приготовьте:


  • 20% эмульсию бензилбензоата;

  • резиновые перчатки;

  • мыло;

  • комплект постельного и нательного белья.

  1. Тщательно вымойте руки горячей водой с мылом, наденьте перчатки.

  2. Придайте больному удобное положение, освободите кожу от одежды в месте втирания.

  3. Прочтите название лекарственного вещества. Убедитесь, что не истёк срок годности.

  4. Суспензию после предварительного взбалтывания втирают руками по всему кожному покрову.

  5. Проводится второе втирание по 10 минут с 10 минутным перерывом.

  6. Далее больной одевает обеззараженную одежду и меняет постельное бельё.

  7. Вымойте руки с мылом.

  8. Втирание повторяйте на четвёртый день.

  9. Перед каждым новым втиранием рекомендуется мытьё.

  10. На пятый день после первого втирания – мытьё в бане или под душем, а так же смена белья.
^
Вызов фельдшера скорой помощи. Женщина, 65 лет, стояла в очереди в гастрономе. Внезапно она почувствовала себя плохо, побелела, вскрикнула, и потеряв сознание, упала.

Объективно: кожные покровы бледные, холодный липкий пот, Ps. 90 ударов в минуту, АД 140/70 мм рт ст., ЧДД – 14 вдохов в одну минуту.

Задания


Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера.
^


1. Обморок.

2.Алгоритм оказания неотложной помощи.


№п/п

Действия

Обоснования

1

Срочно вызвать врача.

Для определения дальнейшей тактики оказания доврачебной и врачебной помощи.

а)

Придать больной горизонтальное положение с приподнятым ножным концом туловища.

Для усиления притока крови к головному мозгу.

б)

Голову повернуть на бок, расстегнуть стесняющую одежду.

Для профилактики аспирации рвотными массами.

2

Дать приток свежего воздуха по показаниям ингаляции, увлажнённым кислородом.

Для профилактики гипоксии.

3

Дать понюхать нашатырный спирт, побрызгать холодной водой.

Для рефлекторного воздействия.

4

По назначению врача ввести кордиамин или кофеин.

Для лечебное воздействиея.

5

Дать крепкий сладкий чай.

Для поднятия тонуса сосудов.

6

Измерить пульс, А/Д, ЧДД.

Для контроля состояния.

3. Техника оксигенотерапии с применением носового катетера.

Приготовьте: носовой катетер, пинцет, ватные турунды, стерильное вазелиновое масло, лейкопластырь.


  • Осмотрите катетер, убедитесь, что в нём отсутствуют трещины, так как может быть отрыв и аспирация (катетер должен быть стерильным).

  • Определите длину вводимой части катетера (она должна равняться расстоянию от крыла носа до козелка ушной раковины). Убедитесь, что увлажнитель наполнен водой.

  • Очистите полость носа ватными турундами, смоченными в вазелиновом масле.

  • Прикрепите катетер к резиновой трубке аппарата Боброва.

  • Смажьте стерильным вазелиновым маслом стерильный катетер (или анестезирующей смесью: раствор дикаина в глицерине).

  • Введите катетер по нижнему носовому ходу до задней стенки глотки на длину, определённую выше.

  • Убедитесь, что кончик введённого катетера виден при осмотре зева.

  • Зафиксируйте катетер к коже лица лейкопластырем.

  • Откройте кран централизованной подачи кислорода или вентиль кислородного баллона.
^
На приём к фельдшеру здравпункта обратился больной 35 лет с жалобами на слабость, недомогание, головные боли, снижение аппетита и появление высыпаний на теле. Пациент встревожен, беспокоится о здоровье жены и детей, выражает опасение за своё и их будущее. Больным себя считает в течение недели. Из анамнеза выяснилось, что больной 10-12 недель назад имел случайную половую связь с незнакомой женщиной в поезде.

Объективно: сознание ясное, температура 37. При осмотре на боковой поверхности туловища, половых органах обнаружены множественные розеолезно-папулезные высыпания, мелкие рассеянные, буровато-красного цвета, округлой формы, не склонные к слиянию. Субъективные ощущения отсутствуют. На половом члене имеется язва с ровными краями в стадии обратного развития. Лимфатические узлы все увеличены, плотно-эластической консистенции, безболезненные, не спаянные друг с другом (полиаденит).

Задания


  1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

  2. Расскажите, с какими заболеваниями необходимо провести дифференциальную диагностику.

  3. Назовите диагностические исследования, необходимые для уточнения диагноза.

  4. Составьте тезисный план беседы с пациентом.

  5. Расскажите о санитарно-эпидемиологическом режиме в венерологическом отделении.

  6. Продемонстрируйте технику внутримышечных инъекций.
^
1. У больного предположительный диагноз: сифилис II свежий. Окончательный диагноз можно поставить только на основании анамнеза, клинической картины и лабораторных данных. Заключение основано на данных анамнеза, а именно: случайная половая связь 10-12 недель назад; данных объективного обследования, а именно: характерные множественные мелкие рассеянные высыпания розеол и папул, отсутствие субъективных ощущений, наличие полиаденита, язвы (твёрдый шанкр) в стадии обратного развития.

2. Дифференциальная диагностика: при наличии розеол - с отрубевидным лишаём, токсикодермий, розовым лишаём, эритемой - наблюдаемой при других инфекционных заболеваниях (брюшной тиф, сыпной тиф, корь, скарлатина, краснуха); при наличии папулезныхсифилидов – с красным плоским лишаем, псориазом; при наличии пустул – с пиодермитами, угревой сыпью.

3. Серологические исследования:


  • комплекс серологических реакций (КСР) в который входит МРП –микрореакция преципитации с кардиолипиновым антигеном;

  • реакция связывания комплемента - RW; применяется для массовых профилактических обследований, положительна спустя 2-4 недели после возникновения твёрдого шанкра или через 6-8 недель после заражения;

  • реакция иммунофлюоресценции (РИФ) - непрямой метод определения флююресцирующих антител, где антигеном выступает взвесь убитых культуральных бледных трепоном; РИФ становится положительной одновременно с появлением твёрдого шанкра, во II, III периодах и при врождённом сифилисе;

  • реакция иммобилизации бледных трепоном (РИБТ) в основе РИБТ лежит способность сыворотки крови больного сифилисом обездвиживать бледные трепонемы в присутствии комплемента; становится положительной в конце первичного периода сифилиса и в последующих периодах;

для диагностики сифилиса нервной системы необходимо исследование спинно-мозговой жидкости.

4. Студент демонстрирует правильно выбранную методику общения с пациентом, доступно, грамотно аргументирует и объясняет:


  • рекомендуемый режим на период лечения;

  • соблюдение диеты (исключить соленое, острое, алкоголь и курение);

  • воздержание от половых контактов;

  • строгое соблюдение личной гигиены;

  • бережное отношение к окружающим (риск заражения окружающих);

  • необходимость аккуратного лечения, четкого выполнения всех врачебных назначений для эффективного лечения;

  • уверенность в том, что заболевание в этой стадии хорошо поддается лечению, максимально успокаивает больного;

  • информирует о здоровом образе жизни после выписки;

  • путях и способах заражения сифилисом;

  • профилактике венерических болезней;

5. Фельдшер, участвующий в обследовании и лечении, должен соблюдать все меры личной предосторожности:

  • следить за состоянием кожи рук;

  • -своевременно обрабатывать царапины и порезы; кожу кистей обрабатывать 0,05% раствором хлоргексидина, раствором сулемы 1:1000, мыть калийным мылом;

  • средний и младший мед. персонал должны строго соблюдать следующий санитарно-эпидемиологический режим в отделении:

  • дезинфицировать верхнюю одежду и постельные принадлежности в пароформалиновой камере;

  • проводить влажную уборку в отделении 2-3 раза в день с горячим 2% мыльно-содовым раствором;

  • у каждого больного должна быть отдельная посуда;

  • использованную посуду кипятить 15 мин.;

  • перевязочный материал и мусор подлежат уничтожению;

  • мебель в столовой, смотровых, палатах обрабатывать 0,5% раствором фенола или 0,2% раствором хлоргексидина биглюконата;

  • использованный мед. инструментарий обрабатывать согласно действующим приказам.

6. Техника в/м инъекции.

Приготовьте: шприц с раствором антибиотика и иглой для в/м инъекций, стерильные ватные шарики, спирт.


  • Удалите воздух из шприца, придерживая канюлю указательным пальцем.

  • Возьмите шприц в правую руку так, чтобы пятый палец был на канюле иглы, а 1,3 и 4 палец — на цилиндре, второй — на ободке.

  • Пропальпируйте место инъекции.

  • Обработайте место инъекции ватным тампоном, смоченным спиртом, делать мазки в одном направлении.

  • Закрепите ватный шарик между 4 и 5 пальцем левой руки.

  • Свободными пальцами левой руки растяните кожу в области инъекции.

  • Держа шприц перпендикулярно, под углом 90 град., введите иглу в мышцу, оставляя 0,5-1 см от канюли.

  • Перенесите левую руку на поршень и введите лекарственное средство убедившись, что игла не попала в кровеносный сосуд.

  • Извлеките иглу, место вкола прижмите ватным шариком, смоченным спиртом в течение 15 сек, слегка массируя.

  • Использованный ватный шарик поместите для дезинфекции в 3% раствор хлорамина на 1 час, шприц и иглу в емкость №1 для удаления остатков лекарственного средства и крови.
^
Вы работаете фельдшером в кожно-венерологическом диспансере. Во время ночного дежурства Вас срочно вызвали к больному, 30 лет, из второй палаты, который упал и потерял сознание.

При осмотре обнаружено:


  • сознание у пациента отсутствует;

  • кожные покровы бледные;

  • пульс на периферических и магистральных сосудах (лучевой, сонной) отсутствует;

  • дыхания нет;

  • АД не определяется;

  • зрачки широкие, на свет не реагируют.

Задания


Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.

Продемонстрируйте технику простейшей сердечно-лёгочной реанимации.
^


1.Клиническая смерть.

Информация, позволяющая фельдшеру определить неотложное состояние:


  • потеря сознания;

  • отсутствие пульса на сонной и лучевой артерии;

  • отсутствие АД и тонов сердца;

  • остановка дыхания;

  • зрачки широкие, отсутствует реакция на свет.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи.

  • Срочно вызвать врача.

  • Восстановить проходимость дыхательных путей с целью устранения гипоксии, западения языка и проведения эффективной ИВЛ:

уложить больного на жёсткое основание, растегнуть стесняющую одежду;

повернуть голову на бок с целью.профилактики аспирации рвотными массами;

пальцем или электроотсосом очистить полость рта от слизи, крови, рвотных масс, инородных тел;

разогнуть голову в позвоночнозатылочном сочленении;

поднять подбородок;

выдвинуть вперёд и вверх нижнюю челюсть;

под лопатки подложить валик.


  • Произвести один прекардиальный удар с целью восстановления кровообращения.

  • Приступить к непрямому массажу сердца и искусственной вентиляции лёгких по способу «рот в рот» с целью восстановления сердечной и дыхательной деятельности. Если один спасатель, производится два вдоха по 15 компрессий. Если спасателей двое, производится один вдох на 5 компрессий.

  • Каждые две минуты проверять пульс на сонных артериях с целью контроля эффективности СЛР.

3. Техника простейшей сердечно-лёгочной реанимации.

  • Положите больного на спину на жёсткую поверхность.

  • Очистите полость рта от слюны, слизи, рвотных масс ручным способом (пальцем, салфеткой).

  • Встаньте справа от больного, положите под шею правую руку и приподнимите шею, при этом голова больного запрокидывается назад и его дыхательные пути, закрытые до этого запавшим языком, открываются.

  • Удерживайте голову больного в запрокинутом положении, надавливая ребром ладони на лоб больного, большим и указательным пальцем левой руки зажмите нос больного.

  • Уберите правую руку из-под шеи и, надавив на подбородок, откройте рот больному, затем положите на рот салфетку.

  • Глубоко вдохните, и плотно прижав свой рот ко рту больного, энергично выдохните всё содержимое своих лёгких, смещая правой рукой нижнюю челюсть больного к верху для предупреждения западения языка. Дыхание должно быть ритмичным 16-20 раз в минуту.

  • Если реанимацию проводят два человека, то проводящий массаж сердца становится со стороны сердца, а проводящий искусственное дыхание – с противоположной стороны.

  • Массаж у взрослых проводят двумя руками (у детей одной рукой или двумя пальцами). Одну кисть следует положить запястьем поперёк грудины на нижнюю треть, вторую положить на первую параллельно оси грудины.

  • Начинаем надавливать на грудину. Локти должны быть выпрямлены, и не сгибаться во время нажатия. Очень важно чтобы пальцы не касались грудной клетки. При надавливании грудина должна смещаться по направлению к позвоночнику на 4-5 см.

  • После каждого толчка руки расслабляются, но не отрываются от грудины.

  • Надавливания на грудину должны быть быстрыми, энергичными, около 60 раз в минуту. Сердце сдавливается между грудиной и позвоночником, и кровь из желудочков выбрасывается в аорту и лёгочную артерию. При прекращении надавливания грудина поднимается, и сердце вновь наполняется кровью из полых вен. Таким образом, осуществляется искусственное кровообращение. Массаж сердца продолжать до восстановления самостоятельной деятельности сердца, до появления пульса и повышения АД до 80-90 мм рт. ст. Массаж сердца обязательно сопровождается искусственной вентиляцией лёгких.
^
Вызов на дом фельдшера скорой помощи. Больной 39 лет предъявляет жалобы на появление отёка на лице, чувство напряжённости через час после обеда в ресторане, где на второе ему подали креветки.

Объективно: на коже лица, век, щёк, губ, имеется отёк, выступающий над уровнем окружающей кожи, эластической консистенции, бледно-розового цвета. Отмечается нарастающая одышка и осиплость голоса. Температура тела, Ps, АД в пределах возрастной нормы. Живот мягкий, безболезненный, физиологические отправления в норме.

Задания.


1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи, и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетора.
^


1. Отёк Квинке.

2. Алгоритм неотложной помощи:


  • успокоить пациента для снятия эмоциональной и физической нагрузки;

  • обеспечить доступ свежего воздуха, дать увлажняющий кислород для устранения (уменьшения) гипоксии;

  • показана горячая ванна как отвлекающее средство;

  • парентеральное введение преднизолона 30 мг, 0,1%-0,5% адреналина, 1% раствора супрастина с десенсибилизирующей целью и для снятия отёка слизистых верхних дыхательных путей;

  • больного необходимо срочно госпитализировать в ЛОР-отделение.

3. Техника оксигенотерапии с применением носового катетера.

Приготовьте: носовой катетер, пинцет, ватные турунды, стерильное вазелиновое масло, лейкопластырь.


  • Осмотрите катетер, убедитесь, что в нём отсутствуют трещины, так как может быть отрыв и аспирация (катетер должен быть стерильным).

  • Определите длину вводимой части катетера (она должна равняться расстоянию от крыла носа до козелка ушной раковины). Убедитесь, что увлажнитель наполнен водой.

  • Очистите полость носа ватными турундами, смоченными в вазелиновом масле.

  • Прикрепите катетер к резиновой трубке аппарата Боброва.

  • Смажьте стерильным вазелиновым маслом стерильный катетер (или анестезирующей смесью: раствор дикаина в глицерине).

  • Введите катетер по нижнему носовому ходу до задней стенки глотки на длину, определённую выше.

  • Убедитесь, что кончик введённого катетера виден при осмотре зева.

  • Зафиксируйте катетер к коже лица лейкопластырем.

  • Откройте кран централизованной подачи кислорода или вентиль кислородного баллона.

^

Акушерство и гинекология


  1. Бодяжина В.И. Акушерство: Учебник. - Москва, 1989.

  2. Кулаков В.И. Аборт и его осложнения. - Москва, 1987.

  3. Савельева Г.М. Справочник по акушерству и гинекологии. - М., 1992.

  4. Шехтман М.М. Экстрагенитальная патология и беременность. - Ленинград, 1977.

  5. Загребина В.А., Торчинов А.М. Гинекология. - М.: Медицина, 1987.

  6. Кретова Н.Е., Смирнова Л.М. Акушерство и гинекология. - М.: Медицина, 1985.
^

  1. Бунин К.В. Инфекционные болезни : Учебник. - М.: Медицина, 1987.

  2. Покровский В.И., Булкина И.Г. Инфекционные болезни с уходом за больными и основами эпидемиологии : Учебник. - М.: Медицина, 1985.

  3. Воловская М.Л. Эпидемиология с основами инфекционных болезней : Учебник. - М., 1989.

  4. Ющук Н.Д. Лекции по инфекционным болезням. - М.: Медицина, 1996.

  5. Ющук Н.Д. Инфекционные болезни : Учебник. - М.: Медицина, 1995.

  6. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни : Учебник. - М.: Медицина, 1990.

ВИЧ-инфекция


  1. Рахманова А.Г., Пригожина В.К. Справочник по инфекционным болезням для среднего медицинского персонала. — С-Пб.: Изд-во Гиппократ, 1992.

  2. Медицинским сестрам все о СПИДе (под ред. Г.И. Перфильевой). Пособие. — М., 1992.

  3. Власов Н.Н., Яковлев А.А., Рахманова А.А. и др. ВИЧ-инфекция. Основы комбинированной противовирусной терапии. — С-Пб., 1998.

^


  1. Дубовская Л.А. Учебник по глазным болезням для медицинских училищ. — М.: Медицина, 1986

Дополнительная

  1. Ерошевский Т.И., Бочкарева А.Д. Глазные болезни, — М.: Медицина, 1983. с.181-184, с.320-331, с.384-392, с.403-405.

^


  1. Французов Б.Л., Французова С.Б. Лекарственная терапия заболеваний уха, носа и горла. – 3-е изд., перераб. и доп. – К.: Здоровья, 1988

  2. Зенгер В.Г., Наседкин А.Н. Повреждения гортани и трахеи. М.: Медицина.1991

  3. Шустер М.А. и др. Неотложная помощь в оториноларингологии М.: Медицина, 1989

  4. Пальчун В.Т., Вознесенский Н.Л. Болезни уха, горла и носа. Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Медицина, 1994
^
1. Терапевтичекая стоматология / Под редакцией Боровского Е.В.- М.: Медицина, 1997.

2. Пахомов Г.Н. Организация стоматологической помощи населению.- М.: Медицина, 1983.

3. Евдокимов А.И., Васильев Т.А. Хирургическая стоматология. — М.: Медицина , 1994.

4. Лукьяненко В.И. Неотложная стоматологическая помощь. — М.: Медицина, 1976.

Дополнительная:

Григорян А.В. Практические занятия по общей хирургии. — М.: Медицина, М. 1976.

^

  1. Михайлов А.А., Исаева Л.А., Турьянов М.Х. и др. под ред. Михайлова А.А. Справочник фельдшера в 2-х томах. — М.: Медицина, 1990.

  2. Скорая медицинская помощь /Под ред. Комарова Б.Д. — М.: Медицина, 1985.

  3. Величенко В.М., Юмашев Г.С. и др. Первая доврачебная помощь. Учебное пособие. — М. Медицина, 1989.

  4. Мисюк Н.С., Гурленя А.М., Дронин М.С. Неотложная помощь в невропатологии. – 2-е изд., перераб. и доп. — Минск.: Выш. шк., 1990.

^


  1. Морозов Г.В., Романенко В.А. Нервные и психические болезни. - М.: Медицина, 1987.

  2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больным. - М.: Медицина, 1989.

  3. Руководство по психиатрии / Под ред. Снежневского А.В. - М.: Медицина, 1983.

  4. Морозов Г.В., Ромасенко В.А. Нервные и психические болезни с основами медицинской психологии. Учебник. — М.: Медицина, 1982.

  5. Авруцкий Г.Я. Неотложная помощь в психиатрии. — М.: Медицина, 1979.


Дополнительная


  1. Коркина М.В., Цивилько М.А., Марилов В.В., Карева М.А. Практикум по психиатрии. Практикум по психиатрии. — М., 1986.

  2. Рослова Л.Г. Учебно-методическое пособие по психиатрии. — М., 1994.
^

  1. Зудин Б.И. Кожные и венерические болезни. - М., 1990.

  2. Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни. - М., 1989.

  3. Задорожный Б.А., Петров Б.Р. Работа медицинской сестры и уход за больными кожными и венерическими заболеваниями. - Киев : Здоровье, 1988.

  4. Мухин С.А. Общий уход за больными. - М., 1989.
^

  1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0401 "Лечебное дело". - М: ВУНМЦ, 1997

  2. Акушерство и гинекология. Примерная программа по специальности 0401 "Лечебное дело" / Сост. Козихина О.Н., Довбней О.П. - М: ВУНМЦ, 1998.

  3. Инфекционные болезни с эпидемиологией. Примерная программа для специальности 0401 "Лечебное дело" / Сост. Вогулкина Л.П - М: ВУНМЦ, 1998.

  4. Болезни уха, горла, носа. Примерная программа по специальности 0401 "Лечебное дело"./ Сост. Коньшина Л.Р., Кунгурцева Г.Г. - Москва: ВУНМЦ, 1998.

  5. Болезни зубов и полости рта. Примерная программа по специальности 0401 "Лечебное дело". / Сост. Голикова Г.С. - Москва: ВУНМЦ, 1999.

Источник: http://medznate.ru/docs/index-1459.html?page=12