Фракционное лазерное омоложение в тушино
Штраф за курение в общественном месте в израиле
,

Могила Давида

«...сочинял я понемногу,
пробираясь сквозь туман
от пролога к эпилогу...»
Б.Окуджава

ПРОЛОГ

«Какая часть Давида лежит на нашей стороне?» — спросила меня туристка, вернувшись с женской половины синагоги на Сионской горе, где в дальней комнате под покрывалом- парохетом покоится каменный саркофаг. Если не ограничиваться ответом: «Лучшая!», то надо разбираться. Наверное, нет более запутанной истории,чем история этого места. Его почитают как святыню — иудеи, христиане, мусульмане.

Могила Давида

Весь холм, ныне называемый и почитаемый как Сион – и сегодня для исследователей – нераскрытая (да и как следует не раскопанная) загадка. Начиная с того, что тепершний Сион – до определенного времени Сионом-то и не был. Для царя Давида(и его современников), для молодого Иисуса из Назарета и его современников – Сион располагался там, где сегодня арабская деревня Силуан (т.е. к югу и ниже от Храмовой горы). Возможно, эти полутаинственные перемещения связаны с изгнанием иудеев из Иерусалима после великого Иудейского восстания, и приблизительно тогда же возникает христианская традиция, связывающая последнюю трапезу Иисуса с учениками с этим местом (т.е. теперешним Сионом). Иосиф Флавий(1 век Новой эры) в книге «Иудейские древности» назывет сегодняшний Сион «верхним городом», «западным холмом».

Могила Давида

Евсевий Кесарийский (первый великий историк христанской церкви) в 4 в. (приблизительно 300 г.) пишет: «Голгофа...к северу от горы Сион» («Ономастикон»). Получается, что для Евсевия, как и для нас, — Сион расположен на сегодняшнем месте.
Святость Сиона изначально была провозглашена в книге пророка Исайи: «Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный (Ис., 28:16). «Ибо из Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима» (Ис., 2:3). Иерусалимский Храм в этом смысле и есть святой Сион. Для христианина место, где Иисус провозгласил Новый завет, становится краеугольным камнем, источником новой веры. А Храм Иерусалимский превращается из Божьего дома в просто дом. На фоне такого рода богословской доктрины существует еще и ее топографическое «воплощение». Храм разрушен римлянами, Иерусалим поднимается из развалин как языческий город. Места иудеям и христианам там попросту нет. Христова могила будет обретена только в 4 веке. Доступными местами оказываются Масличная гора и западный холм – гора Сион, лежащие вне городских стен. История горы Сион, — превращения и перемещения Сиона как символа и как святого места, связано с определенным моментом истории Иерусалима, когда носители прежней традиции были уничтожены и изгнаны из Иерусалима, а приверженцы новой традиции должны были обрести свои святые места.

За нижний этаж отвечает министерство по делам религий, за верхний — министерство внутренних дел. За прилегающие строения — иешива «Диаспора», а также другие организации и частные лица. Никто не является собственником. Они взяли то, чем владеют, в аренду у Генерального опекуна, который в свою очередь, — не собственник, а чиновник, поставленный государством отвечать, за, так называемую, «оставленную собственность». Среди претендентов на владение: арабская семья, мусульманские организации, Ватикан.

Могила Давида

Государство Израиль никогда не принимало закона, определяющего статус этого места. За века почитания было сложено множество легенд, которые сплелись с реальностью. Родились свои традиции и обряды. Предлагаю подборку дат, имен, событий, связанных с могилой царя Давида(некоторые касаются и Горницы Тайной Вечери, которая в том же здании на верхнем этаже). Краткую, очень неполную и ограниченную. Но жду ваших дополнений и исправлений. Либо, можете перенестись сразу в наше время.

Подборку можно разделить на три части:
1) упоминания и свидетельства от библейских времен до мамлюкской эпохи
2) история этого места от мамлюков до рождения государства Израиль
3) годы 1948 — 1967, роль могилы царя Давида, как главной святыни в этот период
4) что мы видим, прийдя к могиле Давида ( и чего не видим).

Могила Давида

Глава 1, в которой собраны письменнные упоминания о могиле царя Давида, не все, конечно.

Сначала о том, что говорят страницы Свяшенных писаний, потом — что писали про могилу Давида в древности и в Средние века.
В Библии (3-я Царств, 2 :10) говорится: «И почил Давид с отцами своими, и погребен был в городе Давидовом». О некоторых царях иудейских из рода Давида, таких как Соломон, Ровоам, Иосафат и других, Книга книг сообщает, что похоронены они в царских гробницах « с отцами своими» в Иерусалиме «городе Давидовом». Другие же потомки Давида, такие, как Иорам, похоронены были в «городе Давидовом, но не в царских гробницах».
Пророк Иеремия упоминает могилы царей ( 8:1-2 ) : « В то время ... Выбросят кости царей Йуды ... и кости жителей Иерусалима — из гробов их».
Пророк Иезекииль (43:7 ) гневно пишет: " Это место престола Моего и место стопам ног Моих; ... и дом Израилев не будет более осквернять святого имени Моего, ни они, ни цари их, блужением своим и трупами царей своих на высотах их ".
Во время Неемии, две с половиной тысячи лет назад, ( Неемии, 3:16 ), когда евреи отстраивали Иерусалим, вернувшись из Вавилонского плена, люди знали, где могила Давида: « за ним чинил Неемия, сын Азбука, ... до гробниц Давидовых, и до выкопанного пруда, и до дома храбрых».
По Новому Завету, знали о гробнице и в 1-м веке новой эры. В Деяниях апостолов ( 2:29 ) Петр говорит : « ... о праотце Давиде, что ... гроб его у нас до сего дня».
В Вавилонском Талмуде, Тосефте, трактате Бава Батра ( 10:11 ) говорится: " Могилы дома Давида ... в Иерусалиме и никогда человек не заходил к ним. ".
Историк Иосиф Флавий в книге «Иудейские древности» ( 13:8:4 ) рассказывает, что во время осады Иерусалима Антиохом в 135 г. до н.э. Йоханнан Гиркан взял сокровища из могилы царя Давида. Царь Ирод, по Флавию («Иудейские древности»:16:7:1), вошел в пещеру в поисках сокровищ, приказал своим людям идти вглубь, но тех пожрало пламя.
Римский историк Дион Кассий, описывая разрушение Иерусалима Адрианом во время восстания Бар Кохбы в 135 году, пишет о том, что была разрушена могила Соломона.

Отступление 1

Может ли быть такое, что в течение 11 веков, от смерти царя Давида и до разрушения Иерусалима Адрианом люди помнили, где царская гробница? Ведь, мало того, что Иерусалим был иным 3 тысячи лет назад, — город вобще находился в другом месте. Может, не существовало традиции паломничества к святым могилам и не хранили о них память? Может, хранили память, да утеряли в 586 году до новой эры, когда Навуходоноссор разрушал Иерусалим? А, вернувшись, иудеи выбрали для почитания другое место? Нет ответа. Нет свидетельств об этом.
Мне кажется, тогда, когда римляне подавили восстание 132 -5 годов и Иерусалим был разрушен до основания и не стало тех, кто мог указать, привести к месту, — тогда и забыли, где была разрушенная гробница над входом в пещеру-могилу. Как отражение этого — христианские паломники с 3- го по 7 — й века упоминают могилу Давида в Вифлееме, опираясь уже не на передаваемую из поколения в поколение традицию, а на строки Библии: « И почил Давид с отцами своими, и погребен был в городе Давидовом» ( 3 Царств, 2:10 ). А в Новом Завете сказано: « город Давидов, называемый Вифлеем» ( Лука 2:4 ).

Неизвестный из Бордо, побывавший здесь в 333 году, рассказывает: « Недалеко от Вифлеема ... могилы ... Иова, Иессея, Давида и Соломона, и имена их написаны на иврите, на стене той пещеры, там, где спуск вниз». Антонин из Плаченцы в 570 году пишет : " в полумиле от Вифлеема похоронены Давид и сын его Соломон, два гроба. Там церковь святого Давида ". Аркульф, 670 год, свидетельствует : «сверху надгробие каменное, без украшений, на нем всегда горит лампада. Могила эта находится в церкви, построенной вне стен Вифлеема, в долине, что примыкает с севера».
Средневековая арабская легенда рассказывает о могилах Давида и Соломона, запечатанных в скале около Киннерета.
Арабский географ Аль Макдиси ( иными словами — Иерусалимец, от арабского аль Кудс — Иерусалим) первым упоминает про могилу Давида на Сионской горе. Приблизительно в 985 г. в книге " Наилучшее распределение для познания стран " он пишет : « и люди писания ( иудеи и христиане) говорят, что могила Давида в Цеhион ( Сион)».

Отступление 2

Наконец-то! Могила царя Давида! на Сионе!
Но! Аль Макдиси фактически — первый, кто упоминает о традиции, которая уже существовала. Но когда она зародилась – непонятно! По-прежнему — нет привязки к конкретному месту. А может, это и вовсе не то место, которое почитают в наше время? Есть некое противоречие: Аль Макдиси пишет, что иудеи говорят про могилу Давида на Сионе, при этом исследователи утверждают, что евреи признали это последними, уже после христиан и мусульман, аж в 15- м веке.
Все равно Аль Макдиси — первый!

На втором месте после мусульманского историка и географа — караим Шломо бен Яаков по прозвищу Иерусалимец (опять!).
Его надгробная плита украшена надписью " Благословен человек, который дал обет посетить святые места ... Пошел и исполнил обет Богу ... Доброй удачи этому человеку и его друзьям, которые пришли и вошли в пещеру, в которой могилы царя Давида и Соломона, его сына, куда до них не входил никто ". Год דתשס״ב или 1002. Нашел ее в Крыму на караимском кладбище под Мангуп Кале Авраам Фиркович.

Отступление 3

С 19-го по 21-й век продолжаются, то затухая, то рагораясь с новой силой, дискуссии о правоте Фирковича относительно датировки надгробий. Некоторые специалисты даже обвиняют Фирковича в фальсификации, в том, что он «состарил» некоторые могилы на 600 лет. Может быть эта, почти детективная, история близка к развязке. Международный центр еврейского образования и полевых исследований готовит каталоги эпитафий кладбищ Чуфут Кале и Мангуп Кале. Поможет ли это распутать нашу историю? Вряд ли. Тем не менее, второе место пока остается за Шломо бен Яаковом.

Бронза у Реймонда Ажильского (Raimundus d'Aguiller), христианского историка. В «Истории Франков, которые взяли Иерусалим» в 1100 г. он пишет о могилах Давида и Соломона. И впервые — о том же самом месте, которое показывают и ныне!
Рабби Биньямин из Туделы был в Иерусалиме примерно в 1173 году. Он первым среди еврейских путешественников упоминает о могиле Давида. Вот его рассказ: « На горе Сион могилы дома Давида и могилы царей, которые встали после него. Место это было неизвестным, пока 15 лет назад не обвалилась стена церкви, которая на горе Сион. И сказал Патриарх своему священнику: возьми камни из старых стен и построй из них церковь. И он так и сделал. И нанял рабочих за известную плату. И было 20 человек. И они вынимали камни из основания стены на Сионе. ... И подняли камень и нашли вход в пещеру. Сказал один другому: войдем и посмотрим, может есть там клад. Вошли в пещеру и шли, пока не увидели большой дворец, построенный на мраморных колоннах, облицованный серебром и золотом. И перед ним золотой саркофаг царя Давида. Слева такой же саркофаг царя Соломона. И гробы царей иудейских, похороненных там же. И там же сундуки закрытые. И никто не знает, что в них. И побежали два эти человека во дворец, но поднялась буря, подхватила их, ударила о землю. И лежали они, как мертвые, до вечера. Закричал голос из глубины пещеры: вставайте, уходите из этого места».

Отступление 4

Когда Иерусалимом владели крестоносцы, могила царя Давида почиталась христианами. Саркофаг, который мы видим сегодня, появляется, предположительно, в те же годы. Но для паломников-христиан было важнее другое: традиция, связывающая это место с последней трапезой Иисуса и заключением Нового завета, установлением таинства евхаристии. Поэтому на Сионе строится тогда роскошная церковь Сенакулюм — « Трапезная». Следы этой церкви можно увидеть под современной церковью Дормицион, которая расположена рядом с могилой Давида. Некоторые исследователи убеждены, что дворик перед входом в строение, — это клойстер большого монастыря, частью которого была церковь Сенакулюм.

Безымянный ученик еврейского мудреца Рамбана ( рабби Моше бен Нахмана, Нахманида) был здесь через сто лет после Биньямина Тудельского, в 1272 году, когда Иерусалим вернулся под власть мусульман. Он написал: « на горе там крепость Сион и там могилы царей. И есть там старый дом, который называют Дом (зал -היכל) Давида, напротив синагоги, зажигают там свечи, чтобы освятить то место. Говорят, что это дом, где стоял Ковчег Завета, когда Давид внес его в свой дом, пока еще не был построен Храм. Недалеко оттуда Башня(Мигдаль) Давида».

Отступление 5

Остановимся в этой важной точке: в определенный момент (эпоха крестоносцев) на Сионской горе появляется саркофаг-гроб Давида (тот самый, о котором меня регулярно спрашивают, есть ли в нем мощи царя). Но это только начало тысячелетней традиции почитания этого места.
Наша история впереди.

Могила Давида

Глава 2

Эта глава — хроника борьбы за строение, первый этаж которого почитается как могила царя Давида, а второй — как Горница Тайной Вечери.

13-й век. Эпоха мамлюков.

Иерусалим в руинах, крепостные стены разрушены. Город обезлюдел, насчитывает всего две тысячи жителей, Сионская гора не заселена.
1267 — По инициативе Рамбана (рабби Моше бен Нахмана), приехавшего из испанской Жероны и восстановившего еврейскую общину в Иерусалиме, евреи занимают пустующий участок земли и строят «Оэль Давид» — Скинию Давида. Так основывается еврейский квартал на Сионской горе.

Отступление 6:

Именно с этого момента еврейское присутствие в Иерусалиме уже не прерывается по сегодняшний день. Квартал рождается не там, где он расположен сегодня в границах старого города, а именно на нынешнем Сионе. Хотя города (Иерусалима) 3 тысячи лет назад там не было, Сионская гора тогда не была вообще заселена. Для евреев 13 века Сион (нынешнее место) прежде всего асциируется, связывается с домом царя Давида и местом, где он поместил ковчег Завета (скиниею). И нет еще речи о могиле.

1294 — по свидетельству паломника Рикардо, мусульмане приходили молиться к могиле Давида (отметим: не присутствовали там постоянно).

14-й век.

1315 — рабби Аштори Фархи пишет, что Скиния Давида расположена очень близко к синагоге и к еврейскому кварталу.
1335 — два монаха францисканца, Роджер и Джованни, на собранные в Сицилии деньги покупают у мамлюкского казначея в Иерусалиме участок земли. Первые францисканцы появляются на Сионе.
1336 — король Неаполя Роберт Анжуйский у султана Мухаммеда бен Калауна покупает участок на Сионе. Римский папа отдает его ордену францисканцев.
Строится капелла Св. Духа.
Монах Яков из Вероны: «... дом Каифы там, где живут евреи...» — всегда дом первосвященника Каифы связывали с Сионской горой, и это еще одно свительство о том, что еврейский квартал располагается на Сионе.
1342 — францисканцы получают статус « кустодиев» — хранителей святых мест этой земли.
Завершается строительство капеллы Св. Духа над могилой Давида.
1345 — безымянный путешественник из Англии упоминает 16 почитаемых мест на Сионской горе, и среди них могилы Давида и Соломона. А также впервые упоминается христианское кладбище на Сионе.
1353 — севернее могилы Давида открывается гостиница для христианских паломников.
1354 – мамлюками принимается закон, ограничивающий права христиан на владение этими местами.
1365 — первый раз выгоняют францисканцев с Сиона. Их отправляют в Дамаск, и монахи там в тюрьме умирают.
Поводом послужило нападение Петра Первого, короля Кипра, на Александрию.
1370 – францисканцам позволяют вернуться на Сион.
начало 14-го века — книга " תוצאות ארץ ישראל״״ : ״ " («Описание Земли Израиля») рассказывает: « Давид принес ковчег в свой дом, там сегодня зажигают свечи» ( то есть молятся). Исследователи определяют местоположение той синагоги — где-то южнее могилы Давида.
80-е 14-го века — евреи начинают уходить с Сиона из-за набегов бедуинов и переселяться ближе к другим кварталам, к Храмовой горе.
90-е годы 14-го века — могила царя Давида становится местом борьбы представителей трех религий. Первое упоминание — это:
1394 — Энрике третий, король Кастилии дает деньги на восстановление могилы Давида, которую повредили мусульмане, которых позвали евреи.

Отступление 7

Может быть, это свидетельствует о мести францисканцам, а не об интересе евреев к могиле Давида. Важным местом была Скиния Давида, не могила. В послании еврейской общины Иерусалима говорится о том, как ненавидящие евреев монахи выживали их с Сионской горы.

15-й век.

Евреи и христиане ведут непрерывную борьбу за обладание святыней, обращаясь к мусульманским правителям. Евреи принимают традицию могилы ( уже могилы, а не дома) царя Давида в этом месте. Мусульмане, осознав важность места, изгоняют и евреев, и христиан, чтобы самим обладать святыней.
1400 — покупается земля, двор, там где сегодня синагога Рамбана в Еврейском квартале Старого города. Эту синагогу используют все еврейские общины Иерусалима. Она и станет центром нынешнего еврейского квартала.
1-я половина 15-го века — процесс переселения евреев с Сиона в новый квртал завершается, но участки земли и строения в еврейской собственности на Сионской горе пока остаются.
1422 — Султан Барсабай, прийдя к власти, сразу же изгоняет францисканцев. На этот раз в Каир — как ответ за нападение пиратов из Каталонии на мусульман. Христианам запрещается заходить в строения на Сионе. Могила Давида остается без надзора. Группа евреев под предводительством безымянного «еврея- ашкеназа» ( из Германии) пытается овладеть этим местом.

Отступление 8

Первый раз в истории!!!! Ура!!! Но не удалось... Мусульмане были против, и монахи через несколько лет вернулись. И это первый раз, когда мусульмане получили права на строение. Мусульмане произносят название этого места(церковь Сенакулюм) по-своему: «Алит Цаhийон» — алия шель сион — Сионский подъем.

1427 — христианский паломник впервые рассказывает о притеснениях евреев — в наказание за то, что те пытаются овладеть Сионом и обращаются за помощью к мусульманам. (В еврейской истории это событие вошло под названием «Гзерот а-ям»).
Папа Мартин 5-й издает буллу: «... не перевозить евреев — паломников на кораблях, наложить штраф в 3 дуката на евреев Венеции и Анконы».
1430 — в купчей францисканцев упоминается участок, восточнее строения, принадлежащий евреям.
1431 — христианский паломник: « ...христиан в капеллу Св. Духа пускают потихоньку, ограниченно, боятся, что мусульмане и евреи захотят ее разрушить».
1432 – монахи-францисканцы снова получают право восстановить могилу Давида и капеллу Св. Духа. Жертвует деньги Филипп Добрый дюк Бургундии.
1438 — султан Джакмак, прийдя к власти, изгоняет монахов в Каир. Они смогли вернуться в Иерусалим только после заступничества эфиопского императора.
1448 — монахам разрешено отремонтировать второй этаж строения, Сионскую горницу.
1452 — местные мусульманские фанатики сообщают султану, что францисканцы незаконно сделали пристройку. Джакмак ( тогда уже душевно больной) присылает для расследования своего представителя, а потом выгоняет христиан, разрушает частично Сенакулюм, частично (капеллу) превращает в мечеть. Строится михраб ( молитвенная ниша, что смотрит на Мекку) в южной стене. В маленькой комнате рядом с Горницей строится второй саркофаг Давида (точно над нижним). В наши дни эта комната заперта, открывают ее раз в году. На нижнем этаже могилу Давида отбирает у христиан, назначает над могилой смотрителя — шейха Якуба а- Руми, главу ханафийской школы ( секты, течения) в Иерусалиме. Разрушает монастырское кладбище. Кости монахов велит разбросать по склону горы. Евреев не обвиняют и «гзеры» (притеснений) нет.
1454—1452 — султан Иналь Бей (а, может, Джакмак в 1452) выгоняет евреев из Иерусалима. Изгнание отменяют через 5 месяцев за плату 10 тыс. флоринов. Плюс 90 тыс. собирают другие еврейские общины Эрец Исраэль. Плюс взятки местным чиновникам. Шалиах де-раббанан(посланец еврейской общины) с письмом едет в Европу собирать деньги.
Изгнание — одно из серии подобных, помощи извне почти нет, и евреи Иерусалима вынуждены продать земли, в том числе и на Сионе.
1462—1464 — султан Хушкадам разрешает христианам заходить, молиться и ремонтировать строение.
1468 — султан Кайт Бей, прийдя к власти (как всегда), отбирает у монахов капеллу Св. Духа. Францисканцы обвиняют евреев в подстрекательстве и, как ответ, добиваются у мамлюков указа, запрещающего евреям проходить по Сионской горе.
В Европе это откликается новыми притеснениями евреев («Гзера 2»).
Монахов в том же году увозят в Каир как заложников в ответ на пленение нескольких мусульман в Средиземном море.
1483 — Феликс Фабри, швейцарский монах: " Это место святое для христиан и сарацин, потому что внутри могилы святых пророков и царей: Давида, Соломона, Рехаваама, Авия и других. Раньше относилось это место к монастырю и было частью церкви Сиона. Султан ( Кайт Бей) забрал, сказав: «... евреи много раз просили это место, чтобы построить дом молитвы. И до сего дня просят это место. Мы, сарацины, считаем Давида святым, как евреи , и как христиане. Мы верим в святые книги, как и они. И мы забираем это место себе. И чтобы ноги христиан не ходили по крыше мечети».

Отступление 9

В 80-е годы евреи принимают христианскую и мусульманскую традицию о могиле, не скинии, а могиле(!) Давида. Но в это время уже и нижний этаж — могила Давида, и верхний — капелла Св. Духа — оказываются у мусульман.

Есть два кандидата на первое место среди еврейских источников, которые упоминают о борьбе за это место и «гзере».
Рабби Ицхак Царфати (т.е. из Франции, Француз) в послании "К святой общине... " пишет: «...начались гонения и ни один еврей не смог избежать их... и попасть в Иерусалим и на святую землю ... Евреи купили гору Дом Сиона («хар байт цион» ), место могилы царя Давида, дом Давида и его паланкин, сделали постыдное дело, согрешили ... ". Предположительно рабби Ицхак Царфати был в Иерусалиме в 1460 году. Но другие исследователи с этим не согласны и говорят, что первым был рабби Мешулам бен рабби Менахем из Вольтерры.
1481 — рабби Мешулам бен рабби Менахем из Вольтерры, который написал: « И наверху, около могилы царя Давида, есть церковь гоев Сан Франциско ( францисканцев ). И место могилы Давида — это дом построенный и есть там вход большой железный. Исмаэлиты ( мусульмане) хранят ключи и почитают место и молятся там».
1488 — рабби Овадия из Бартинуро. Он рассказал о том еврее — ашкеназе ( «немце», из Германии ) : « Царские могилы тоже были под их рукой ( христиан), приехал в Иерусалим один богатый ашкеназец, и просил выкупить их ( могилы) у царя ( султана) , была вражда с монахами ... . И в тот же день взяли их из рук монахов. И сейчас они в руках исмаэлитов. Это стало известно в Венеции, что евреи приезжают из Эдома (Европы),чтобы забрать могилы царей из рук эдомитян (христиан ) и постановили не давать евреям пути в Иерусалим через их страны».
1492 — мусульманский орган «Совет мудрецов» постановляет, что это место — мечеть « Наби Дауд» на вечные времена. Церковь разрушить. Христиан не пускать на второй этаж, евреев пускать в праздник Шавуот. И, может быть, не в 1452 году, а в 1492 строится второй гроб Давида — саркофаг на втором этаже.

16 век — Турецкая эпоха

1522—1523 — христианам-паломникам разрешают посещать Сионскую горницу.
1524 — турки изгоняют францисканцев с Сиона.
Об этом свидетельствует надпись на втором этаже: « Во имя Аллаха милостивого и милосердного, велю очистить это место от неверных, и создать мечеть, где будет упоминаться имя Бога ... Султан Сулейман бен Осман ... И сделано нашим господином, шейхом шейхов а- шамс а-дином Мехмедом аль Аджами...».
1534 — султан Сулейман возобновляет указ Кайт Бея, запрещающий евреям проходить по Сионской горе.
Послы Венеции и Франции при дворе султана добиваются указа султана,о запрете причинять вред монахам.
1536 — из-за войны Венеция — Турция францисканцев арестовывают и заключают в крепости.
1549 — по настоянию мусульманского мистика шейха Ахмеда аль Дажжани (нападал и на синагогу Рамбана), Сулейман Великолепный постановляет : вся Сионская гора – территория «мусульманского мира» — вакф.
1551 – строение отдается во владение семье Дажжани.
Борьба прекращается... Врем астывает... Наступает тишина...
1835 – египетский правитель Мухаммед Али, овладевший Палестиной на несколько лет, разрешает христианам ( францисканцам) два раза в год молиться в горнице Тайной Вечери.
1839 – Британский подданний, шериф Лондона, сэр Моше Монтефиори, правоверный иудей посетил могилу царя Давида (по исключительному разрешению мусульманских властей).
1855 — мусульмане просили евреев прийти и молиться на могиле Давида о дожде из-за страшной засухи.
1864 — инженер Иерусалимского муниципалитета итальянец Пьеротти обследует и описывает пещеру под м огилой.

20-й век

1923 — англичане во время Британского мандата издают указ о посещении немусульманами второго этажа за плату.
Евреи могут молиться раз в году, в вечер праздника Шавуот (день рождения и одновременно день смерти царя Давида). Но только у саркофага на верхнем этаже, напоминающего о святыне, расположенной ниже. И только в спокойные годы, когда не наблюдалось столкновений между арабами и евреями. Итальянское правительство при поддержке Ватикана несколько раз пытается купить участки, примыкающие к Сионской горнице. Но англичане придерживаются «Статус кво», и не позволяют планам итальянцев осуществиться.

Отступление 10

«Статус кво» — от выражения «статус кво анте беллум» — «состояние перед войной». Здесь это выражение связано с договором о разделении ответственности за святые места, принятом в середине 19 века. Могила Давида и горница Тайной вечери не были включены в договор. Но к приходу англичан находились у мусульман, и англичане в духе соблюдения существующего положения препятствуют переменам на Сионской горе.

1936 — на Сион возвращаются францисканцы. Покупают помещение пекарни, находящееся неподалеку от могилы Давида, и превращают ее в монастырь св. Франциска.
1948, 17-18 мая – во время Войны за Независимость рота бригады Харэль в ходе ночного боя занимает помещение Горницы и нижний этаж – могилу Давида. По 30 ноября здесь продолжаются бои и перестрелки.
1949 — здание и прилегающие строения признаются « оставленной собственностью», то есть собственностью, чей владелец находится на территории враждебного государства, назначается чиновник, опекун, приглядывать за ними.
1962 — «Агуда хар Цион» («Общество Сионской горы») берет в аренду у опекуна землю и строения.
1978 – Израильское министерсво по делам религий берет в аренду у опекуна могилу Давида,Сионскую горницу и прилегающие к ним строения.
Не верится, что кто-то из Вас прочитал весь этот довольно мрачный перечень и не перепрыгнул прямиком в 20 — й век, сюда в конец главы(зачем тогда отягощать читателя мрачным перечнем? прим. ред.). Но это конец главы, а история наша продолжается.

Глава 3 — глава, посвященная трем годам.

Мы отступали на века и тысячелетия, пытаясь распутать загадку могилы царя Давида. Обращались к Библии и к историческим свидетельствам. Проследили этапы борьбы за обладание святыней. А на самом деле все определили три года. Как часто от экскурсанта приходится слышать : «А как было на самом деле?», «А, правда, как было?». И отвечать, мол, в Иерусалиме переплелись священная история и обычная, и сейчас мы просто говорим о священной истории. И сама постановка вопроса « а правда?» некорректна. Но сейчас я сам начинаю так: «На самом деле».

На самом деле самыми важными в этой длинной истории были три года. И один человек.

В ходе войны за Независимость, 60 с лишним лет назад возникла необходимость создать ситуацию, при которой Сионская гора останется на территории Израиля. Обладание Сионской горой давало возможность контролировать дорогу Иерусалим — Хеврон и южные и юго- западные подступы к Старому городу. Святые места еврейского народа оказались у иорданцев, и к ним не было доступа. Для новорожденного государства Израиль, чем более почитаемым местом станет Сион и могила царя Давида, тем будет лучше. У ученых нет доказательств, что там когда-либо лежало тело царя Давида? Неважно, есть традиция почитания святыни. А нет традиции, — ее нужно создать. Что ж, не раз и не два в истории святость рождалась по политическому заказу . Но здесь все-таки, действия снизу, а не решения сверху явили новую реальность: могила царя Давида — в еврейских руках. Эту реальность создали солдаты, которые в перерывах между боями молились у саркофага, и верующие иудеи, которые и во время боев с риском для жизни стремились проникнуть на Сионскую гору. Так, например, два религиозных подростка подорвались на мине во время подобной попытки в апреле 49-го.
Политикам лишь нужно было «оседлать тенденцию». Глава правительства Давид бен Гурион писал в сентябре 49-го, что несмотря на то, что археологические раскопки еще надо будет провести, нужно « создать» на Сионской горе « святое место». ( А когда археолог Пинкерфельд в 1951 начал раскопки около саркофага, Бен Гурион взвешивал: не запретить ли эти работы? Вдруг не найдут нужных (!) свидетельств?).
Перед войной 48-го года могила царя Давида и Сионская горница были у мусульман. Отвечала за это место арабская семья Дажжани, владела им и жила там. Но Дажжани были, если можно так выразиться, « ответственными квартиросьемщиками». Один из их предков сделал это место мусульманским Вакфом (вакф, араб., удержание, — имущество, отказанное на религиозные или благотворительные цели. Собственником этого имущества является Аллах и (или) общество).
Часть евреев, в основном сефарды и хасиды- ашкеназы признавали могилу Давида как святое место и посещали ее в разрешенные дни. Другие не считали это место подлинным. В лучшем случае, одним из почитаемых среди многих подобных в Иерусалиме и окрестностях. Но никто не считал могилу Давида святыней, равной Стене плача (Котель маарави), могиле праматери Рахели и могилам патриархов в Хевроне (Двойная пещера или Меарат а-Махпела).
Все изменилось после войны 1948 года. Во время войны и несколько месяцев спустя Сион и гроб Давида были закрытой военной зоной, туда не было свободного доступа. Не было понятно, когда закончатся бои, будет ли Сионская гора у евреев, кто будет «хозяином» могилы Давида, а кто ответственным. И сотрудники военного раввината начали организовывать коллективные молитвы.
Мэр Иерусалима Даниэль Остер писал Аврааму Бирану уполномоченному по Иерусалимскому округу ,что нужно создать комиссию по вопросам, связанным с могилой Давида. А пока ее нет «добропорядочные евреи» должны фактически овладеть этим местом, чтобы его было сложнее отобрать. Подключились муниципалитет Иерусалима и Еврейское агенство (Сохнут). А точнее два отдела Сохнута: отдел древностей и отдел по развитию Иерусалима. Последний отвечал за решение проблем города после войны 48- го года и финансировал большинство строительных работ на Сионской горе. Например, до войны на Сион попадали через старый город. Теперь, когда он оказался в руках у Иордании, карабкались по западному склону горы. В 1951 впервые появилась дорожка со ступенями к могиле Давида. В 1964 была проложена дорога для машин. В мае 1949 было создано министерство по делам религий, и в сентябре этого же года ответственность перешла к нему. В минстерстве религий был друзский и мусульманский отдел , задачей которого была охрана объектов Вакфа на территории государства Израиль. В том числе и вакфа семьи Дажжани — могилы Давида. И этот отдел также был обязан обследовать это место и содержать его в целости и сохранности. После боев войны за Независимость здание могилы нуждалось в ремонте. В августе 49 мусульманский отдел принимает решение: заделать дыры от пуль и осколков в стенах и вынести вещи и книги семьи Дажжани. Начался ремонт летом 51- го. Археолог Яаков Пинкерфельд был назначен мусульманским отделом руководителем работ. Он воспользовался этой возможностью для обследования и обнаружил за саркофагом нишу — апсиду, обращенную к Храмовой горе. Это навело его на предположение, что тут была синагога эпохи Второго Храма. (Это проливает свет на историю строения, но не проясняет, есть ли основания считать, что тут когда-то похоронили царя Давида).
Но святыней трех монотеистических религий оказалось очень трудно управлять, да и просто содержать ее в надлежащем порядке оказалось очень сложным делом. Государство провозгласило как важный принцип — свободу доступа к святым местам для всех, свободу отправления культа. Правительство и Бен Гурион требовали проявлять осторожность и деликатность к установлениям статус кво. Возложить ответственность за могилу Давида и уход за ней на министерство религий и устраниться от решения политических и религиозных проблем — такая ситуация была выгодна политическому руководству.
И тут на сцену выходит новая фигура. Да что там фигура — ЛИЧНОСТЬ . После самого царя Давида — вторая по важности для нашей длинной и запутанной истории. Это раввин и доктор наук Шмуэль Занвилль Кахане, генеральный директор министерства религий. Он лучше других понял важность этого места. Может быть, не сразу, ведь сначала Кахане осторожно говорил : «... могила, относящаяся по традиции к могиле Давида. Я подчеркиваю здесь это слово — относящаяся. Нет никаких доказательств верности этой традиции, и невозможно, чтобы были такие доказательства. Но традиция сама по себе достаточно древняя. Мы выбрали это место как самое подходящее для связи с царем Давидом и царствованием его потомков». Но очень скоро рав Кахане начал действовать, и остановить его уже не мог никто.
Чтобы могила Давида не оставалась одинокой еврейской святыней, по инициативе Кахане на крыше строения устраивается обзорная площадка «Мицпе Хар а-Байт». С которой открывался вид на Храмовую гору и даже на часть Стены плача. Там же на крыше открывается « комната президента», для того, чтобы обозначить присутствие главы Еврейского государства и тем самым подчеркнуть важность этой святыни. Туда вносится свиток Торы пожертвованный к 75- летию президента Хаима Вейцмана ( ноябрь 49). Открывается «институт арфы царя Давида» (махон кинор Давид ) для изучения религиозной поэзии. В январе 1952 открывается «Мартеф а- Шоа» — первый мемориал евреям — жертвам нацизма. Появляется « институт общин» (махон а — эдот ), который призван был сохранять память о синагогах Старого города, взорванных иорданцами. Начинает действовать мастерская по производству предметов иудаики.
Кахане хотел обойти юридические проблемы, которые могли возникнуть из-за прямого вмешательства государства. Он начинает создавать Комиссии и Общества. В 1950 -м создаются «Общество за святые места» и «Комиссия Сионской горы» с целью, как указано в уставе , «воссоздать Сионскую гору и святые места, которые связаны с ней по традиции и в соответствии с преданиями, и превратить в «цитадель» для евреев страны и всего мира». В 1953 рождается „Общество за святые места Земли Израиля“ с целью „внедрить идею ценности святых мест в народ, организовать паломничество к святым местам“. В 50 -х занималась эта организация в основном Сионской горой. Еще один орган должен был заниматься могилой Давида – «межминистерская комиссия по восстановлению
Святынь».
Многие критиковали этот путь. Критика усилилась, когда посты в этих комиссиях заняли сам Кахане и его друзья из министерства по делам религий. И тем более, когда министр по делам религий Йегуда Лейб Маймон (Фишман) назначил Кахане „начальником горы“. Вызывало раздражение и то, что действия министерства и Кахане создали некую „экстерриторальность“ Сионской горы, превратили гору в вотчину этого раввина, и чужим, т.е. представителям других организаций, туда не было доступа. Профессор Михаэль Ави Йона в 1950 году писал: «Создание новых святых мест, таких как „могила Давида“ — это кошмар для науки, эти вещи вызывают смех просвещенного мира, очень жаль, что в государстве есть официальные организации, которые по собственным соображениям участвуют в этом».
Шмуэль Явин, глава отдела древностей Сохнута, напоминал, что могила Давида — это мусульманский Вакф, что государство Израиль еще не выработало официальную и принципиальную позицию. И пока надо воздержаться от ремонта и внесения изменений. Явин требовал в июле 1950 года, чтобы « министерство религий не ставило нас (членов межминистерской комиссии) перед свершившимися фактами и воздержалось бы в будущем от несогласованных с комиссией действий».
Архитектор Йосеф Шенбергер из отдела по развитию Иерусалима при Сохнуте писал, что сила святости этого места (Сион) делает церемонии излишними.
Шенбергер считался с тем, что Сионская гора — важное место христианского паломничества и полагал, что тут должен быть культурно- религиозный центр и притягательный для туристов объект. Арье Альтман на заседании межминистерской комиссии в июле 1950 года, критикуя Кахане говорил: «... если мы хотим превратить Сионскую гору в духовный и национальный центр всего еврейского мира, нужно все основательно спланировать и подумать, как придать месту подходящий облик». То есть Кахане излишне спешит. Хаим Зеэв Хиршберг, глава мусульманского отдела, всеми силами пытался сохранить статус кво, требовал ничего не менять у могилы, отказывался «развивать могилу Давида как главную святыню еврейского народа в еврейской стране».
Были, конечно, и те, кто поддеживал рава Кахане. Так главный редактор газеты «Маарив» Азриэль Карлибах писал в мае 1950: « В течение короткого периода за очень- очень малый срок, без участия государственного механизма Сион превратился в национальный центр, краеугольный камень, место паломничества, храм памяти нашей истории — от царя Давида до наших солдат, прорывающихся в старый город». В феврале 1950 поэт Ури Цви Гринберг, на тот момент депутат Кнессета от партии Херут повредил надпись на арабском, вырезанную над главным входом в строение.
Возражения с разных позиций не останавливали Кахане, и он фактически единолично определял, что делать с Сионской горой и могилой Давида. Он и его друзья рассматривали свою дятельность как «избавление святынь от забвения и векового запустения». Могила Давида — главная из святых мест, где необходимо «возродить традицию». К началу 50- х традиция не только была «возрождена», но и укрепилась. Люди приезжали на Сион, чтобы молиться, зажигать свечи, оставлять просьбы. Кахане ввел новые даты паломничества, кроме праздника Шавуот (напомним, что на Шавуот и прежде принято было посещать могилу Давида):
— Вечер Рош а-Шана (еврейский новый год), с раздачей гранатов.
— Период между Рош а- Шана и Судным днем, когда надо приводить детей и подростков «Бейн кесэ ле асор».
— Вечер Судного дня — зажигать свечи в Мартеф а-Шоа.
— Дни праздников Суккот и Песах — массовое восхождение на Сион. В Иерусалим приходил праздничный поезд, люди шли пешком на гору. Их встречали трублением в шоферы раввины, министр по делам религий и рав Кахане.
— В дни Хануки торжественно зажигали свечи в ханукальных светильниках, спасенных в дни Катастрофы.
— В День Независимости министр по делам религий провозглашал там начало праздника.
И еще много праздничных и скорбных дат тожественно отмечалось в те годы на Сионе, много церемоний было организовано, свечей зажжено, вознесено молитв и вручено почетных грамот.
Кахане начал наполнять это место еврейскими символами, такими как, например, изображения 22 корон, напоминающими о царях из рода Давида.
На одном из совещаний на рубеже 49 -50 годов Кахане рассказал, что уже сделано: готовится открытие синагоги « Мицпе ха -Байт» (вид на Храм)на крыше могилы Давида, готовится одно из прилегающих к могиле строений для выставки свитков Торы, еще одно из строений выделено под Дом инвалидов, ортодоксальных верующих. В июле 1951 по рекомендации советника по архитектуре министерства религий Меира Бен Ури, на нише, что за саркофагом, была создана надпись «Давид — царь Израиля жив и существует»(слова из еврейской молитвы и гимна: Давид — мелеx Исраэль — xай ве каям). Предложено было решетки перекрасить с зеленого (цвет ислама) в голубой, золотой и пурпурный – царственные цвета. Меир Бен Ури в письме к Кахане писал: «...получили могилу пророка Давида ( наби- арабск.), а не царя. У нас есть право воздать почести Давиду как царю". Он же предложил в соседней комнате хранить флаги, мечи, копья как символы царства, государственности. Сначала зеленое покрывало саркофага поменяли на флаг Израиля, потом появилась специально подготовленная завеса.
Кахане в сентябре 1951 требовал подчеркнуть, что «...саркофаг — это лишь надгробие, камень, закрывающий вход, который ведет под землю к тем пещерам, о существовании которых на протяжении двух тысячелетий говорила еврейская традиция», и «... могила — это не предмет исследования для учреждений культуры, а святое место для молящихся. Могила Давида не имеет отношения к мусульманскому отделу, а к отделам еврейским: святых мест, Сионской горы и т.д.».
Пинкерфельд в знак протеста против изменений, которые внесли Кахане и Бен Ури, прекратил сотрудничество с министерством религий в ноябре 1951. Также поступил Хиршберг. На исходе 1951 мусульманский отдел и комиссия Сионской горы подписали соглашение: признать все дома, примыкающие ко двору могилы царя Давида, как синагоги, Хиршберг докладывал генеральному Опекуну — государственному чиновнику, несущему ответственность за всю оставленную арабсткую собственность — в июле 1953, что здание могилы сдано Обществу святых мест на три года с опцией продления еще на 3 года и что эта организация просит еще 25 лет для исследований данного места.
Явин в мае 1952 уволился в знак протеста против действий Кахане и комиссии Сионской горы по отчуждению могилы Давида, которые виделись ему как «...строительство языческих жертвенников и возрождение суеверий» и считал эти действия незаконными.

А что в итоге? Ни один государственный орган так и не принял решение о том, в чьей собственности находится могила царя Давида. Нет и официального решения о том, что это — еврейская святыня. Ведь первые действия были спонтанными — это молитвы солдат Цaхала. Ну, а дальше, как мы помним, подключился рав Кахане...

Источник: http://www.israel-gid.org/4436/